Что такое клише в кинематографе?
Отправьтесь в путешествие по эволюции кино, узнайте о повторяющихся темах и узнаваемых штампах, которые сформировали этот вид искусства. Откройте для себя истории, скрытые за историями.
клише
Великий режиссер о
Луис Бунюэль
Луис Бунюэль, один из крупнейших мастеров мирового кино

Отрывок из книги "Мой последний вздох"
Перевод c французского А. Брагинского
испанский и мексиканский кинорежиссёр и сценарист, карьера которого длилась почти пять десятилетий и связана с тремя странами — Испанией, Мексикой и Францией. Известен по фильмам "Андалузский пёс", "Скромное обаяние буржуазии", "Виридиана"
"
Однажды вечером продюсер Штернберга пригласил меня на предварительный просмотр картины «Обесчещенная» с Марлен Дитрих.
<…>
Поздно ночью мы возвращаемся в одной машине с продюсером. Высадив Штернберга, продюсер говорит мне:

— Прекрасный фильм, не правда ли?
— Прекрасный.
— Какой режиссер!
— Безусловно.
— Какой оригинальный сюжет!

Тогда я позволяю себе заметить, что Штернберг не отличается особой оригинальностью при выборе сюжетов. Он часто берет дешевую мелодраму, банальные истории и трансформирует их в своей постановке.

—Банальные истории?— восклицает продюсер. — Как вы можете так говорить! Тут нет ничего банального! Напротив! Вы даже не отдаете себе отчета в том, что в конце фильма он убивает «звезду»! Марлен Дитрих! Он ее убивает! Такого еще никто не видел!
—Прошу прощения, но уже через пять минут после начала картины я знал, что она будет расстреляна.
—Что такое? Что вы болтаете! Я вам говорю, такого еще не было в истории американского кино! А вы — догадались!
Бросьте! Кстати, на мой взгляд, зрителю не понравится такой конец. Нисколько!

Он начинает нервничать, и, чтобы его успокоить, я приглашаю его зайти ко мне выпить по рюмке.
Мы заходим ко мне, и я отправляюсь будить моего друга Угарте, которому говорю: — Идем, ты мне нужен.
Протирая заспанные глаза, он спускается в пижаме, я приглашаю его сесть напротив продюсера и медленно говорю:

— Слушай внимательно. Речь идет о фильме.
— Да.
— Атмосфера Вены.
— Да.
— Эпоха: первая мировая война.
— Да.
— В начале картины перед нами шлюха. Мы четко видим, что это шлюха. Она подцепила на улице офицера, она…

Угарте, зевая, встает, жестом прерывает меня и на глазах удивленного, но все же успокоенного продюсера направляется досыпать, сказав: — Можешь не продолжать. Она будет расстреляна в конце фильма.
С самых первых фильмов в кинематографе появились приемы, которые заимствовались, становились стереотипами или даже архетипами - это и есть клише.

Сколько раз в кино вы видели, как главных героев спасают в последний момент, или как герой, ушедший на покой, снова становится агентом или киллером?

Но все же, клише - это хорошо или плохо?



Яркие примеры распространенных клише и штампов современного кино



Tilda Publishing
О проекте
В условиях современного кинематографа, выпускающего огромное количество картин, конкуренция за внимание зрителя становится все более острой, а популярные штампы и клише становятся все более заметными. Они могут как облегчать процесс создания фильма, так и ограничивать творческую свободу. Использование клише может позволить быстро донести до аудитории определенные идеи и эмоции, с другой стороны – привести к предсказуемости и однообразию сюжетов. Поэтому изучение явления и восприятия клише в кино является актуальной задачей.
Цель данного проекта — изменить отношение людей к явлению клише, проанализировать роль клише в кино, выявить его влияние на сюжетные структуры и характеры персонажей, а также понять, как клише могут как обогащать, так и обеднять кинематографическое искусство.
Автор проекта: Игорь Музыка